11:13 _ Детская преступность: где выход?
13 сентября 2007 года на базе Центра диагностики и консультирования отдел образования и молодежной политики администрации Янтиковского района прошел семинар социальных педагогов, педагогов-психологов и заместителей директоров по воспитательной работе по теме «Профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних». На семинаре присутствовали: начальник отдела образования и молодежной политики Шакров В.Я., секретарь Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Александрова И.В., 20 педагогов.
Семинар открыла директор Центра диагностики и консультирования Белова В.И. Она познакомила с презентацией «Детская преступность: где выход?» Актуальность обсуждаемой проблемы заключается в том, что, несмотря на значительную совместную работу властных и правоохранительных органов, родителей, общественных, образовательных и научных структур, уровень преступности среди несовершеннолетних не только не снижается, но и растёт:
- по итогам 6 месяцев, в Чувашской Республике сократилось количество преступлений, совершенных лицами в возрасте с 14 до 18 лет, на 6,3%, ее доли – на 0,3%;
- увеличивается доля детской преступности в составе общего числа преступлений в Янтиковском районе;
- увеличивается число несовершеннолетних преступников из числа состоящих на учёте несовершеннолетних и число рецидивов преступлений.
За 8 месяцев текущего года количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, достигло 12, из них 8 преступлений совершили учащиеся школ. Растет количество детей, состоящих на учете в ИДН.
Чтобы предотвратить преступность, нужно выявить причины, побуждающие подростков совершать преступления. Можно выделить объективные и субъективные причины. А если рассматривать преступность несовершеннолетних как следствие целого ряда социальных, культурно-нравственных, экономических и политических изменений в жизни общества, то рост преступлений ожидается и в дальнейшем.
Есть ли выход? Да!
1 подход: НАКАЗЫВАТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРЕСТУПНИКОВ НАДО СТРОЖЕ.
Основываясь на гуманности и защите прав несовершеннолетних, закон перестает быть карающей мерой в отношении малолетних преступников. Необходимо, чтобы подросток понял: нарушения закона общество не прощает.
2 подход: ЛИКВИДИРОВАТЬ ПРАВОВУЮ БЕЗГРАМОТНОСТЬ.
Незнание своих прав и обязанностей, потеря нравственных ценностей, поток противоречивой информации дезориентирует поведение подростка. Только просвещение, уяснение границ между «нельзя» и «можно» позволит подростку осознанно избрать свой путь и избежать противоправных действий.
3 подход: ОБЕСПЕЧИТЬ ЗАНЯТОСТЬ ПОДРОСТКОВ
Обилие свободного времени, закрытые клубы и секции, отсутствие доступных мест для проведения досуга толкает подростков на поиски иных путей общения, в подвалы и подворотни. Только обеспечение наиболее полной занятости подростка, кружки, учеба и труд не оставят времени и сил нарушать закон.
Все мы согласны с тем, что детская преступность – одна из острейших проблем сегодняшнего дня. Уверенно идет процесс омоложения правонарушителей, увеличивается количество тяжких преступлений. Мы согласны с тем, что необходимо что-то делать. Надо только решить, что именно…
Секретарь КДН Александрова И.В. подробнее остановилась на динамике преступности несовершеннолетних. Преступления совершают, в основном, дети, состоящие на различных видах учета. Отмечается увеличение числа детей из благополучных семей, встающих на путь преступлений.
Кто виноват? Родители? Учителя? Милиция? Все мы должны нести ответственность за наших детей и отвечать за их поступки.
Начальник отдела образования и молодежной политики Шакров В.Я. отметил, что социальный педагог должен быть посредником между ребенком и различными субъектами, защищая его права. Социальный педагог должен взаимодействовать с инспекторами ИДН, милицией, сельскими поселениями, Центром занятости населения, органом опеки и попечительства. Строго соблюдать должностные инструкции, ответственно подходить к своей работе.
Есть объективные трудности (экономические, демократические и т.д.), но нужно найти подход. Задача школы – научить детей понимать язык улицы, т.е. «социальную стихию».
В конце семинара специалисты Центра диагностики и консультирования Соловьева С.Н. и Михайлова Л.Р. показали социальным педагогам и педагогам-психологам интерактивные упражнения и элементы тренинговых занятий для профилактической работы с детьми и подростками.