На озере Аль прошли фотосъёмки обряда "Аслӑ чӳк" в исполнении народных коллективов из Козловского, Урмарского и Янтиковского районов

На озере Аль в минувшие выходные собрались народные фольклорные коллективы Эткер, Энĕш, Ҫеҫпĕл из Козловского, Сăрнар, Парне, Еник из Урмарского и Тăрмăш из Янтиковского районов. По инициативе республиканского центра народного творчества здесь были организованы фотосъёмки обряда "Аслӑ чӳк" в исполнении народных коллективов. Место для съёмки было избран неспроста. Это озеро является культовым и здесь издавна проводились обряды древних чувашей. Существует множество преданий и легенд о селе Алдиарово Янтиковского района и бездонном озере Эль-кюль (оно карстовое). Часть из них описана в книге профессора, доктора исторических наук В. Д. Димитриева «Чувашские исторические предания». Основателем села был Эльтер с семьёй. (По другому преданию, Алдиарова основал Айдар, прибывший с левобережья Волги за коровой; по третьему преданию, селение основано мальчиком, который был перевезён с левобережья Волги зимой замкнутым в рукав тулупа. Имя Эльтер очень близко к слову «эльтебер» — «болгарский царь», по ибн Фадлану). И русское название села Алдиарова сходно с термином "Эльтепер". В названии озера Эль-кюль, как и в названии Эльтер, эль означает «народ–государство».
В легенде об Эль-кюль рассказывается следующее. На всей Чувашской земле было семь озёр-братьев, которые, образуя сильную грозу, поднимали вихрем воду в тучи и, низвергая сильные ливни, ходили друг к другу в гости. Одним из таких озёр было Эль-кюль. Однажды началась засуха, и в ту пору пробрались в район озера Эль-кюль татарское войско, разоряя и выжигая селения, захватывая имущество, угоняя скот, забирая женщин и девушек и убивая сельчан. Некоторые жители спаслись, убегая в леса. И вот старик Чуваш, собрав в лесу людей, привёл их к Эль-кюль. Они принесли в жертву жеребёнка и стали молить у Эль-кюля послать дождь и оградить от нашествия злых врагов. И вдруг откуда ни возьмись ударил гром, завертела, зашумела буря, взвилась вихрем вода из озера в чёрные тучи, хлынул страшный, небывалый ливень, и он, затопляя дороги и болота, шёл день и ночь трое суток. В это время татарское войско с награбленным добром, со стадами пробирались к своим становищам сквозь дремучие леса. Настигнутое страшной бурей с ливнем, оно, увязнув в болотах, погибло. После этого случая старик Чуваш завещал своим потомкам беречь и охранять леса, каждую весну приносить жертву озеру Эль-кюль, прося изобилия земных плодов и всякого благополучия людям.
С тех пор озеро Эль-кюль стало священным местом для чувашей, местом Ӑслӑ чӳк — «Главного жертвоприношения». Сюда весной собирались крестьяне из разных концов Чувашии, чтобы приносить озеру жертву лошадьми и жеребятами, прося у него дождей на всё лето и урожая хлебов.
Предания и легенды об Алдиарове, основанном Эльтером, и Эль-кюль — месте весенних жертвоприношений крестьян почти всей Чувашии наводят на мысль, что селение и связанное с ним озеро в золотоордынское время стали каким-то центром, объединявших правобережных болгаро-чувашей.
Народные фольклорные коллективы исполнили старинный обряд "Аслӑ чӳк".