Как получить квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи в Удостоверяющем центре ФНС России
В соответствии с изменениями, внесенными в Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» с 1 января 2022 года юридические лица (лица, имеющие право действовать от имени организации без доверенности), ИП и нотариусы могут получить квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи (далее - КЭП) только в Удостоверяющем центре ФНС России или у доверенных лиц ФНС России.
Отметим, что бюджетные организации должны получать КЭП в Удостоверяющем центре Федерального казначества.
С 1 марта 2022 года, если при электронном взаимодействии от имени ИП, ЮЛ действует представитель по доверенности, то электронный документ подписывается КЭП ФЛ, являющегося таким представителем, и одновременно предоставляется машиночитаемая доверенность (МЧД), подписанная КЭП ИП или руководителя ЮЛ.
С 1 января 2023 года использование МЧД при электронном взаимодействии посредством представителя по доверенности станет обязательной.
КЭП, выданные коммерческими аккредитованными удостоверяющими центрами до 01.01.2022, действуют до окончания их срока действия, но не позднее 31.12.2022.
По имеющейся статистике, большинство выданных в 2021 году аккредитованными УЦ электронных подписей, приходится на конец 2022 года, соответственно истечение их действия придется также на октябрь-декабрь 2022 года. К тому же применение МЧД с января 2023 года становится обязательным. В связи с указанными факторами ожидается пик обращений по получению КЭП в налоговые органы и доверенные УЦ в конце 2022 – начале 2023 года, что может вызвать неудобства для налогоплательщиков при получении данной услуги.
Чтобы избегнуть этого, руководителям и ИП, осуществляющим взаимодействие с государственными органами в электронном виде через доверенных представителей, имеет смысл заблаговременно получить электронную подпись в точках выдачи налоговых органов и доверенных УЦ.
Лицам, которые осуществляют взаимодействие в электронном виде лично, также имеет смысл получать электронную подпись в УЦ ФНС России заранее. При наличии ключевого носителя эта процедура не займет много времени. Достаточно прийти в точки выдачи с паспортом, данными о СНИЛС и ИНН, ключевым носителем, и в течение 15 минут вам выдадут КЭП. При этом срок действия подписи, выданной коммерческим УЦ, не меняется, и ей можно будет пользоваться до окончания срока ее действия. Для экономии времени, чтобы не ожидать в очередях, рекомендуется воспользоваться сервисом «Онлайн-запись на прием в налоговый орган» на главной странице официального сайта ФНС России www.nalog.gov.ru.
Напомним, подписи, выданные Удостоверяющим центром ФНС России, имеют срок действия 15 месяцев и могут использоваться для сдачи отчетности во все органы власти, а также на всех государственных электронных площадках и сервисах. Электронная подпись выдается только при личной идентификации генерального директора юридического лица, индивидуального предпринимателя или нотариуса.
Пользователи Личного кабинета могут подать заявку на выпуск квалифицированной электронной подписи самостоятельно, что значительно сократит время оказания услуги, так как к моменту прихода налогоплательщика (не позднее 5 дней с даты формирования запроса) у оператора Удостоверяющего центра уже будет заполненная заявка и информация пройдет необходимую проверку.
Для удобства пользователя КЭП выдача осуществляется по принципу экстерриториальности, в связи с чем обратиться за её получением можно в любой налоговый орган, оказывающий услуги по выдаче.
Перечень и график работы налоговых органов, осуществляющих выдачу, а также подробная информация о порядке получения электронной подписи размещена на официальном сайте ФНС России www.nalog.gov.ru в разделе «Удостоверяющий центр ФНС России».
Межрайонная ИФНС России № 4 по Чувашской Республике