Обращения гражданин и запросы органов местного самоуправления по вопросу использования водных объектов
В межрайпрокуратуру поступают обращения гражданин и запросы органов местного самоуправления по вопросу использования водных объектов, находящихся в муниципальной собственности.
Разъясняем, что в соответствии с положениями статьи 27 Водного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся:
1) владение, пользование, распоряжение такими водными объектами;
2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий;
3) осуществление мер по охране таких водных объектов;
4) установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.
На основании пункта 31 части 1 статьи 14, пункта 28 части 1 статьи 15, пункта 36 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения, муниципального района и городского округа относится осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов.
Аналогичные правовые нормы предусмотрены пунктом 31.2 части 1 статьи 8, пунктом 28.1 части 1 статьи 9, пунктом 35.2 части 1 статьи 10 Закона Чувашской Республики «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике». При этом на территории сельских поселений в соответствии с частью 5 статьи 8 данный вопрос решается органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
В соответствии с частью 2 статьи 8 вышеназванного Кодекса пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
Из системного толкования вышеперечисленных правовых норм следует, что пруды и обводненные карьеры представляют собой искусственно созданные, обособленные водные объекты (не имеющие гидравлической связи с иными водными объектами), в отношении которых предусмотрен особый правовой режим по сравнению с иными водными объектами. Такие водные объекты неразрывно связаны с земельными участками, в границах которых они расположены.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются, в том числе на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу положений части 3 статьи 3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся, в том числе, предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Частями 3, 4 статьи 7 Федерального закона «О введении в действие Водного кодекса РФ Российской Федерации» определено, что земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью муниципальных районов, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более поселений или указанные земельные участки находятся на территориях муниципальных районов вне границ поселений. Земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных районов, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью поселений. Согласно части 5 данной статьи под земельными участками, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, понимаются земельные участки, в состав которых входят земли, покрытые поверхностными водами, в пределах береговой линии.
Исходя из вышеуказанных положений законодательства, следует, что пруд, обводненный карьер, а также земельный участок, в границах которого они расположены, являются собственностью поселения, если земельный участок под ним не находится в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных районов, граждан, юридических лиц. Право собственности поселения на данные водные объекты возникает в силу прямого указания федерального законодательства и не зависит от наличия либо отсутствия регистрации данного права в соответствии с действующим законодательством.
Полномочия собственника реализуются городским округом, городским поселением, муниципальным районом (в том числе в случаях, когда земельные участки, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью сельских поселений).
В указанных целях необходимо определить соответствие водного объекта, признакам поверхностного водного объекта – водоема (пруда, обводненного карьера), а также отсутствие гидравлической связи с другими водными объектами, для чего необходимо запросить в уполномоченных органах следующую информацию:
- в Министерстве природных ресурсов и экологии Чувашской Республики (e-mail: minpriroda@cap.ru) – о наличии гидравлической связи водного объекта с другими водными объектами,
- в отделе водных ресурсов по Чувашской Республике Верхне-Волжского бассейнового водного управления (e-mail: ovr-chr@cbx.ru) – о регистрации водного объекта в государственном водном реестре,
- в отделе по Чувашской Республике Верхневолжского филиала ФГБУ «Главрыбвод» (e-mail: pula@cbx.ru) - о рыбохозяйственной характеристике водного объекта,
- в Чувашском ЦГМС – филиале ФГБУ «Верхне-Волжское УГМС» (e-mail: info@meteo21.ru) - данные о наблюдениях на водном объекте.
В Управлении Росреестра по Чувашской Республике (e-mail: 21_upr@rosreestr.ru) необходимо получить информацию о правообладателе земельного участка, на котором расположен водный объект.
После установления факта обособленности водного объекта, т.е. отсутствия гидравлической связи в иными водными объектам, при отсутствии сведений о водном объекте в государственном водном реестре, администрацией органа местного самоуправления - собственника земельного участка, на котором расположен водный объект должны быть представлены сведения о данном водном объекте для внесения в государственный водный реестр, в порядке утвержденном приказом Минприроды России от 21 августа 2007 года № 214.
Государственный водный реестр создан в целях информационного обеспечения комплексного использования водных объектов, целевого использования водных объектов, их охраны, а также в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.
Приказом Минприроды России от 21 августа 2007 года № 214 «Об утверждении порядка предоставления и состава сведений, предоставляемых органами местного самоуправления для внесения в государственный водный реестр» установлено, что сведения для внесения в государственный водный реестр представляются органами местного самоуправления в территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов ежегодно в срок до 15 февраля года, следующего за отчетным, актуализированными по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным. Приложением № 2 к данному приказу утвержден состав сведений, предоставляемых органами местного самоуправления для внесения в государственный водный реестр, к которым относятся данные водных объектах, находящихся в собственности муниципальных образований (наименование, вид водного объекта (пруд или обводненный карьер), принадлежность его к водохозяйственному участку, местонахождение и т.д.)
Кроме того, для урегулирования вопроса пользования водными объектами, находящимися в муниципальной собственности должны быть приняты нормативные правовые акты, регламентирующие порядок предоставления водных объектов в пользование (на основании договоров водопользования и решений о предоставлении водных объектов в пользование), а также утверждены ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности муниципального образования, и установлены порядок расчета и взимания такой платы.